Пауль Клее — немецкий живописец начала XX века, участник знаменитой группы «Синий всадник», близкий друг Василия Кандинского и преподаватель в школе «Баухауз». Его родители преподавали музыку, а сам он прекрасно владел виолончелью.
Жан-Мишель Баскиа — кумир целого поколения конца 1970-х — 1980-х годов, музыкант, поэт, художник, который за свои 27 лет успел сделать головокружительную карьеру. Он начинал с того, что делал граффити в нью-йоркском районе Сохо, затем писал картины, которые почти сразу же стали пользоваться огромным спросом у арт-дилеров. Критики часто называли его последним художником XX века, сравнивая с Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Паулем Клее и другими немецкими экспрессионистами. Их восхищал чистый цвет, за которым многие из них ездили в Африку. Для Баскиа же подобное чувство цвета было врожденным в силу его африканского происхождения.
Цикл лекций Ирины Кулик «Несимметричные подобия»
Марсель Дюшан — Сальвадор Дали. Апология музея
Часть 1
Лекция сопровождается тифлокомментарием
и переводом на жестовый язык.
Идеей этого цикла лекций я обязана двум выставкам — «Все в настоящем должно быть преображено. Мэтью Барни и Йозеф Бойс», которую я видела в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции в 2007 году, и «Луиз Буржуа — Ханс Беллмер. Удвоение пола» (2010), на которой я побывала в Gemeentemuseum в Гааге. Обе выставки, строившиеся на неожиданном сопоставлении двух художников, позволяли не столько оценить их сходство (в первом случае — заведомо парадоксальное, во втором — оправданное общей традицией сюрреализма), сколько открыть новые аспекты в, казалось бы, хорошо известном творчестве каждого из них.
Каждая из лекций цикла — нечто вроде виртуального кураторского проекта, сводящего на одном поле двух художников, отношения между которыми всякий раз выстраиваются по-разному — это может быть явный антагонизм и тайное союзничество, преемничество, стилизация, пародирование, оспаривание, сходство-оговорка и внутренний диалог. Главное, чтобы это столкновение позволило открыть новые аспекты в искусстве каждого из героев «Несимметричных подобий».
Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке.
Перевод на жестовый язык: Влад Колесников.
Тифлокомментарий читает Андрей Черников.
«Самая известная из неизвестных художниц» – именно так называл свою жену Джон Леннон. Впрочем, в современном искусстве Йоко Оно – фигура не менее значимая, чем Леннон – в рок-музыке. Она родилась в Японии в 1933 году, в начале 1950-х годов переехала в США и по праву считается одной из основоположниц концептуального искусства и перформанса. Йоко Оно была одной из участниц движения «Флюксус», снимала ставшие классикой экспериментальные фильмы, занималась авангардной музыкой и создавала одни из первых работ, предполагающие соучастие зрителя. Став женой Джона Леннона, Йоко Оно отказалась от собственной художественной карьеры, но вместе со знаменитым рок-музыкантом придумала новую форму политического активизма, на свой лад развивающего идеи флюксусовских хеппенингов. В искусство Йоко Оно триумфально вернулась в конце 1980-х годов в заслуженном статусе живого классика. Но, занимаясь собственными проектами, художественными и музыкальными, Йоко Оно не отказывается от политического активизма, который для нее является и данью памяти Джону Леннону.
Ай Вэйвэй (род. 1957) – китайский художник, архитектор и политический активист, выступающий с острой критикой правящей Коммунистической партии Китая. Он предпринимал собственное расследование обстоятельств Сычуаньского землетрясения 2008 года, публиковал в своем блоге не попавшие в официальную статистику имена погибших детей и сведения о коррупции в строительном бизнесе, собирал средства на выставку в легендарной тюрьме Алькатрас. Несколько лет назад китайские власти аннулировали его паспорт, а в 2011 году в рейтинге «Сто самых влиятельных персон в арт-мире», составленном журналом ArtReview, Ай Вэйвэй занял первое место.
21 октября в Институте УНИК стартовал цикл лекций Ирины Кулик по истории зарубежного современного искусства (XIX — XXI вв.). Первая лекция посвящена теме: «Модернизм и изобретение современности. Импрессионизм. Экспрессионизм».
Цель курса — ознакомить слушателей с основными направлениями и ключевыми фигурами модернизма, исторического авангарда и современного искусства, объяснить, как менялась с зарождением модернизма (вторая половина XIX века) система художественных ценностей. Курс даст представление о том, что такое произведение, каково назначение художника и роль зрителя, раскроет историю искусства не как смену стилей и эстетик, но как историю идей, создававшуюся в полемическом и партнерском диалоге художников разных поколений и убеждений.
Сантьяго Сьерра (род. 1966) — один из самых провокативных художников нашего времени. До 1995 года жил в Мадриде, потом переехал в Мехико. Он предлагал добровольцам незначительное вознаграждение, если они согласятся сделать татуировку на своей спине, указывая на тот факт, что люди в странах третьего мира готовы пожертвовать своим здоровьем за минимальную сумму денег. Он проецировал слово «Нет» на Папу Римского во время его визита в Мадрид. Он выбривал линию на головах двух наркоманов, которые в качестве оплаты получили дозу. А в 2010 году Сьерра отказался от испанской Государственной премии в области визуальных искусств, размер которой составляет €30 тыс., послав министру культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде письмо, в котором говорилось, что премия от государства неприемлема для него как свободного художника, считающего государство нелегитимным и преступным. Главный вопрос, который волнует художника: что такое труд в современной капиталистической системе?
Джереми Деллер (род. 1966) – современный британский художник, куратор, продюсер, режиссер. Он любит делать проекты в сотрудничестве с другими людьми. Идеи приходят к нему за разговорами в пабе, они становятся источником проектов, выступают их содержанием. Критики отмечают его умение сплетать политическое и поэтическое в единое повествование и видеть связи «на границе личных эпизодов и коллективной истории». Для британского арт-критика и куратора Клэр Бишоп, критикующей работы «эстетики взаимодействия» за излишнюю очевидность, работы Деллера являются «правильным» примером действия социального поворота в искусстве. В 2004 году он стал обладателем премии Тернера.
Выражаем благодарность творческому объединению кураторов ТОК за помощь в переводе фильма «Оргривское сражение», о котором будет идти речь в рамках лекции.
Кем были нижегородские святые — «русский Арамис» Дионисий Суздальский и самый известный русский святой Серафим Саровский? Как один из них чуть не стал митрополитом Московским, а другой мог повлиять на рождение наследника Николая II? Где Льюис Кэрролл впервые услышал муэдзина?
Это третья лекция из спецпроекта «Открывая Россию: Нижний Новгород», подготовленного Arzamas совместно с правительством Нижегородской области в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году. Расшифровка лекции: arzamas.academy/materials/2189
Спецпроект целиком — помимо лекций, в него входит целый путеводитель по Нижнему Новогороду и Нижегородской области: arzamas.academy/special/nnovgorod. Лекцию читает кандидат философских наук Даниил Семикопов, директор нижегородского мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» и проректор по учебной работе Нижегородской духовной семинарии.
Arzamas — просветительский проект об истории культуры arzamas.academy/. Наши курсы и подкасты можно слушать в приложении «Радио Arzamas» arzamas.academy/radio.
Авангард и соцреализм, Петров-Водкин и Дейнека, «Черный квадрат» и «Опять двойка», митьки и концептуалисты, русский модерн и человек-собака — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в видео Arzamas.
Автор Анна Фрадкина, режиссёр Игорь Мосин. Документальный фильм о художнике и преподавателе Российской Академии Художеств Андрее Андреевиче Мыльникове, мастере русской реалистической школы. Мыльникова вспоминают Ю. Григорович, А. Золотов, С. Михайловский, М. Шемякин, А. Траугот. К 100 летию со дня рождения художника.
Подробнейшая онлайн-экскурсия главного архитектора проекта реставрации Алексея Гинзбурга по отреставрированному Дому Наркомфина. Изучите планировку ячейки K и ячейки F, прочувствуйте аутентичную атмосферу залов коммунального корпуса, подышите «воздухом авангарда» на крыше здания, а, главное, оцените вновь открывшийся западный фасад.