Сантьяго Сьерра (род. 1966) — один из самых провокативных художников нашего времени. До 1995 года жил в Мадриде, потом переехал в Мехико. Он предлагал добровольцам незначительное вознаграждение, если они согласятся сделать татуировку на своей спине, указывая на тот факт, что люди в странах третьего мира готовы пожертвовать своим здоровьем за минимальную сумму денег. Он проецировал слово «Нет» на Папу Римского во время его визита в Мадрид. Он выбривал линию на головах двух наркоманов, которые в качестве оплаты получили дозу. А в 2010 году Сьерра отказался от испанской Государственной премии в области визуальных искусств, размер которой составляет €30 тыс., послав министру культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде письмо, в котором говорилось, что премия от государства неприемлема для него как свободного художника, считающего государство нелегитимным и преступным. Главный вопрос, который волнует художника: что такое труд в современной капиталистической системе?
Джереми Деллер (род. 1966) – современный британский художник, куратор, продюсер, режиссер. Он любит делать проекты в сотрудничестве с другими людьми. Идеи приходят к нему за разговорами в пабе, они становятся источником проектов, выступают их содержанием. Критики отмечают его умение сплетать политическое и поэтическое в единое повествование и видеть связи «на границе личных эпизодов и коллективной истории». Для британского арт-критика и куратора Клэр Бишоп, критикующей работы «эстетики взаимодействия» за излишнюю очевидность, работы Деллера являются «правильным» примером действия социального поворота в искусстве. В 2004 году он стал обладателем премии Тернера.
Выражаем благодарность творческому объединению кураторов ТОК за помощь в переводе фильма «Оргривское сражение», о котором будет идти речь в рамках лекции.
Макс Эрнст (1891–1976), работавший в Германии, Франции и США – ключевая фигура дадаизма и один из основоположников сюрреализма. Художник-самоучка, изучавший историю искусств, философию, психологию и психиатрию, Эрнст развивал центральное для сюрреализма понятие автоматизма и ввел в художественную практику ряд новых техник — коллаж, фроттаж, граттаж и осциляцию, предвосхитившую «живопись действия» американских абстрактных экспрессионистов.
Ребекку Хорн (р. 1944), немецкую художницу и кинорежиссера, вполне можно считать продолжательницей сюрреалистической линии в современном искусстве. Как и у Макса Эрнста, мир и существа в ее произведениях пребывают в постоянных метаморфозах. Вполне в духе сюрреализма, Ребекка Хорн предстает как художник-изобретатель, создающий причудливые устройства и механизмы, в том числе машины, занимающиеся искусством – живописью и музыкой, буквально воплощая сюрреалистическое понятие «автоматизма».
Кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику.
Лекция №1 из курса «Русский авангард». Лектор — Андрей Сарабьянов, историк искусства, издатель, руководитель Центра авангарда при Еврейском музее и центре толерантности, эксперт по русскому искусству ХХ века. Пройдите весь курс на Arzamas: arzamas.academy/courses/18
Arzamas — просветительский проект об истории культуры arzamas.academy. Наши курсы и подкасты можно слушать в приложении «Радио Arzamas» arzamas.academy/radio.
А чтобы не пропускать новые материалы, следите за нами в социальных сетях:
Лекция Андрея Сарабьянова из цикла «Путешествия русского авангарда». Проект «Путешествия русского авангарда» посвящен тому, как рождалось, менялось и распространялось в России ключевое явление в истории искусства XX века, которое позже было названо русским авангардом. Каждая лекция проекта рассказывает об одном из аспектов развития авангарда и о его судьбе в отдельном городе — от Калининграда до Томска.
Подробнее о проекте: arzamas.academy/offline/avangard
Arzamas — просветительский проект об истории культуры arzamas.academy. Чтобы не пропускать новые материалы, следите за нами в социальных сетях: