Лекция Ирины Кулик «Пауль Клее — Жан-Мишель Баскиа»


Пауль Клее — немецкий живописец начала XX века, участник знаменитой группы «Синий всадник», близкий друг Василия Кандинского и преподаватель в школе «Баухауз». Его родители преподавали музыку, а сам он прекрасно владел виолончелью.

Жан-Мишель Баскиа — кумир целого поколения конца 1970-х — 1980-х годов, музыкант, поэт, художник, который за свои 27 лет успел сделать головокружительную карьеру. Он начинал с того, что делал граффити в нью-йоркском районе Сохо, затем писал картины, которые почти сразу же стали пользоваться огромным спросом у арт-дилеров. Критики часто называли его последним художником XX века, сравнивая с Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Паулем Клее и другими немецкими экспрессионистами. Их восхищал чистый цвет, за которым многие из них ездили в Африку. Для Баскиа же подобное чувство цвета было врожденным в силу его африканского происхождения.

Лекция Ирины Кулик «Марсель Дюшан — Сальвадор Дали. Часть 1»


Цикл лекций Ирины Кулик «Несимметричные подобия»
Марсель Дюшан — Сальвадор Дали. Апология музея
Часть 1

Лекция сопровождается тифлокомментарием
и переводом на жестовый язык.

Идеей этого цикла лекций я обязана двум выставкам — «Все в настоящем должно быть преображено. Мэтью Барни и Йозеф Бойс», которую я видела в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции в 2007 году, и «Луиз Буржуа — Ханс Беллмер. Удвоение пола» (2010), на которой я побывала в Gemeentemuseum в Гааге. Обе выставки, строившиеся на неожиданном сопоставлении двух художников, позволяли не столько оценить их сходство (в первом случае — заведомо парадоксальное, во втором — оправданное общей традицией сюрреализма), сколько открыть новые аспекты в, казалось бы, хорошо известном творчестве каждого из них.

Каждая из лекций цикла — нечто вроде виртуального кураторского проекта, сводящего на одном поле двух художников, отношения между которыми всякий раз выстраиваются по-разному — это может быть явный антагонизм и тайное союзничество, преемничество, стилизация, пародирование, оспаривание, сходство-оговорка и внутренний диалог. Главное, чтобы это столкновение позволило открыть новые аспекты в искусстве каждого из героев «Несимметричных подобий».

Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке.

Перевод на жестовый язык: Влад Колесников.
Тифлокомментарий читает Андрей Черников.

Лекция Ирины Кулик «Альберто Джакометти — Джордж Сигал»


Лекция Ирины Кулик из цикла «Несимметричные подобия» в Музее «Гараж». Альберто Джакометти — Джордж Сигал

Альберто Джакометти (1901–1966) — швейцарский скульптор, один из главных представителей европейского модернизма. Особую известность принесли ему бронзовые изображения вытянутых человеческих фигур, созданные после Второй мировой войны. Раннее творчество Джакометти прошло под влиянием кубизма, а в 1920-е годы — сюрреализма бретоновского круга, в который входили Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Мэн Рэй и др. Помимо скульптуры оставил живописное и графическое наследие.

Джордж Сигал (1924–2000) — сын еврейских эмигрантов в Нью-Йорке, начинал как живописец, но с 1960-х обращается к скульптуре. Сигал одним из первых использовал гипс в качестве основного материала, создавая серии фигур в человеческий рост и вписывая их в публичные пространства. Подобные скульптурные композиции могли быть ярко выкрашены под влиянием поп-арта либо сохраняли естественный бледный оттенок, сближавший их с традицией минимализма. Сигал дружил с Джоном Кейджем, Алланом Капроу и другими теоретиками и практиками, определившими развитие современного искусства.

Лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж». Энди Уорхол. Поп-арт как vanitas.


Лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж». Энди Уорхол. Поп-арт как vanitas.

Энди Уорхол, (1928-1987) — один из крупнейших художников современности, писатель, продюсер, режиссер. Уорхол стал воплощением ренессансной идеи «homo universale» в эпоху массовой культуры. Один из основателей поп-арта как направления в современном искусстве. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. О его жизни снято несколько художественных и документальных фильмов.

Лекция Ирины Кулик «Курт Швиттерс – Роберт Раушенберг»


Курт Швиттерс (1887-1948) — один из представителей европейского авангарда. Он работал в разных направлениях, экспериментируя с экспрессионизмом, сюрреализмом и дадаизмом. Используя неблагородный материал — отходы, Швиттерс создавал картины, коллажи, скульптуры, мастерски сочетая форму и цвет. Курт Швиттерс по праву считается одним из отцов и идейных вдохновителей для целого поколения американских авангардистов, в первом ряду которых стоит и Роберт Раушенберг (1925-2008).
Газета «Нью-Йорк Таймс» присвоила Раушенбергу звание «титана американского искусства», и действительно его можно назвать атлантом, на котором держится американский поп-арт. Используя художественную форму, придуманную еще в начале XX века в Европе, Раушенберг наполняет её актуальными и социально значимыми темами Нового Света.
Швиттерс, а затем Раушенберг разрабатывают не просто новый принцип работы с нетрадиционным материалом, но целый способ запечатления истории через мусор, который является символом времени.

Лекция Ирины Кулик «Яой Кусама — Даниэль Бюрен»


Творчество эксцентричной японской художницы Яой Кусамы (р. 1929) носит автобиографический характер: она вдохновляется галлюцинациями и фантазиями. В каждой своей работе она с одержимостью повторяет одни и те же мотивы — минималистичные психоделические узоры и сексуальные знаки, рассказывающие зрителю о ее личных переживаниях и истории ее психической болезни.

Отвернувшись от традиционализма и отказавшись от создания картин в их классическом понимании, француз Даниэль Бюрен (р. 1938) создал свою собственную эстетическую форму, с которой он успешно работает с 1966 года. На первый взгляд кажется, что работы Бюрена не отличаются разнообразием, но каждая из них напрямую зависит от окружающей среды. Художник делает пространство частью произведения, заставляя глаз зрителя не просто смотреть на работу, но вписывать ее в определенный пространственный контекст.
Каждый из художников создал своего рода товарный знак, который они снова и снова используют в своих работах. При этом им удается избегать тривиального копирования, не просто повторяя основной мотив, но заново осмысливая его в каждом новом произведении.

Лекция Ирины Кулик «Джексон Поллок — Ив Кляйн»


Цикл лекций: Несимметричные подобия. Ирина Кулик
Джексон Поллок — Ив Кляйн. Живопись действия — живопись в действии.

Идеей этого цикла лекций я обязана двум выставкам — «Все в настоящем должно быть преображено. Мэтью Барни и Йозеф Бойс», которую я видела в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции в 2007 году, и «Луиз Буржуа — Ханс Беллмер. Удвоение пола» (2010), на которой я побывала в Gemeentemuseum в Гааге. Обе выставки, строившиеся на неожиданном сопоставлении двух художников, позволяли не столько оценить их сходство (в первом случае — заведомо парадоксальное, во втором — оправданное общей традицией сюрреализма), сколько открыть новые аспекты в, казалось бы, хорошо известном творчестве каждого из них.

Каждая из лекций цикла — нечто вроде виртуального кураторского проекта, сводящего на одном поле двух художников, отношения между которыми всякий раз выстраиваются по-разному — это может быть явный антагонизм и тайное союзничество, преемничество, стилизация, пародирование, оспаривание, сходство-оговорка и внутренний диалог. Главное, чтобы это столкновение позволило открыть новые аспекты в искусстве каждого из героев «Несимметричных подобий».

Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке.