«Самая известная из неизвестных художниц» – именно так называл свою жену Джон Леннон. Впрочем, в современном искусстве Йоко Оно – фигура не менее значимая, чем Леннон – в рок-музыке. Она родилась в Японии в 1933 году, в начале 1950-х годов переехала в США и по праву считается одной из основоположниц концептуального искусства и перформанса. Йоко Оно была одной из участниц движения «Флюксус», снимала ставшие классикой экспериментальные фильмы, занималась авангардной музыкой и создавала одни из первых работ, предполагающие соучастие зрителя. Став женой Джона Леннона, Йоко Оно отказалась от собственной художественной карьеры, но вместе со знаменитым рок-музыкантом придумала новую форму политического активизма, на свой лад развивающего идеи флюксусовских хеппенингов. В искусство Йоко Оно триумфально вернулась в конце 1980-х годов в заслуженном статусе живого классика. Но, занимаясь собственными проектами, художественными и музыкальными, Йоко Оно не отказывается от политического активизма, который для нее является и данью памяти Джону Леннону.
Ай Вэйвэй (род. 1957) – китайский художник, архитектор и политический активист, выступающий с острой критикой правящей Коммунистической партии Китая. Он предпринимал собственное расследование обстоятельств Сычуаньского землетрясения 2008 года, публиковал в своем блоге не попавшие в официальную статистику имена погибших детей и сведения о коррупции в строительном бизнесе, собирал средства на выставку в легендарной тюрьме Алькатрас. Несколько лет назад китайские власти аннулировали его паспорт, а в 2011 году в рейтинге «Сто самых влиятельных персон в арт-мире», составленном журналом ArtReview, Ай Вэйвэй занял первое место.
21 октября в Институте УНИК стартовал цикл лекций Ирины Кулик по истории зарубежного современного искусства (XIX — XXI вв.). Первая лекция посвящена теме: «Модернизм и изобретение современности. Импрессионизм. Экспрессионизм».
Цель курса — ознакомить слушателей с основными направлениями и ключевыми фигурами модернизма, исторического авангарда и современного искусства, объяснить, как менялась с зарождением модернизма (вторая половина XIX века) система художественных ценностей. Курс даст представление о том, что такое произведение, каково назначение художника и роль зрителя, раскроет историю искусства не как смену стилей и эстетик, но как историю идей, создававшуюся в полемическом и партнерском диалоге художников разных поколений и убеждений.
Сантьяго Сьерра (род. 1966) — один из самых провокативных художников нашего времени. До 1995 года жил в Мадриде, потом переехал в Мехико. Он предлагал добровольцам незначительное вознаграждение, если они согласятся сделать татуировку на своей спине, указывая на тот факт, что люди в странах третьего мира готовы пожертвовать своим здоровьем за минимальную сумму денег. Он проецировал слово «Нет» на Папу Римского во время его визита в Мадрид. Он выбривал линию на головах двух наркоманов, которые в качестве оплаты получили дозу. А в 2010 году Сьерра отказался от испанской Государственной премии в области визуальных искусств, размер которой составляет €30 тыс., послав министру культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде письмо, в котором говорилось, что премия от государства неприемлема для него как свободного художника, считающего государство нелегитимным и преступным. Главный вопрос, который волнует художника: что такое труд в современной капиталистической системе?
Джереми Деллер (род. 1966) – современный британский художник, куратор, продюсер, режиссер. Он любит делать проекты в сотрудничестве с другими людьми. Идеи приходят к нему за разговорами в пабе, они становятся источником проектов, выступают их содержанием. Критики отмечают его умение сплетать политическое и поэтическое в единое повествование и видеть связи «на границе личных эпизодов и коллективной истории». Для британского арт-критика и куратора Клэр Бишоп, критикующей работы «эстетики взаимодействия» за излишнюю очевидность, работы Деллера являются «правильным» примером действия социального поворота в искусстве. В 2004 году он стал обладателем премии Тернера.
Выражаем благодарность творческому объединению кураторов ТОК за помощь в переводе фильма «Оргривское сражение», о котором будет идти речь в рамках лекции.
Макс Эрнст (1891–1976), работавший в Германии, Франции и США – ключевая фигура дадаизма и один из основоположников сюрреализма. Художник-самоучка, изучавший историю искусств, философию, психологию и психиатрию, Эрнст развивал центральное для сюрреализма понятие автоматизма и ввел в художественную практику ряд новых техник — коллаж, фроттаж, граттаж и осциляцию, предвосхитившую «живопись действия» американских абстрактных экспрессионистов.
Ребекку Хорн (р. 1944), немецкую художницу и кинорежиссера, вполне можно считать продолжательницей сюрреалистической линии в современном искусстве. Как и у Макса Эрнста, мир и существа в ее произведениях пребывают в постоянных метаморфозах. Вполне в духе сюрреализма, Ребекка Хорн предстает как художник-изобретатель, создающий причудливые устройства и механизмы, в том числе машины, занимающиеся искусством – живописью и музыкой, буквально воплощая сюрреалистическое понятие «автоматизма».
Кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику.
Лекция №1 из курса «Русский авангард». Лектор — Андрей Сарабьянов, историк искусства, издатель, руководитель Центра авангарда при Еврейском музее и центре толерантности, эксперт по русскому искусству ХХ века. Пройдите весь курс на Arzamas: arzamas.academy/courses/18
Arzamas — просветительский проект об истории культуры arzamas.academy. Наши курсы и подкасты можно слушать в приложении «Радио Arzamas» arzamas.academy/radio.
А чтобы не пропускать новые материалы, следите за нами в социальных сетях:
Кем были нижегородские святые — «русский Арамис» Дионисий Суздальский и самый известный русский святой Серафим Саровский? Как один из них чуть не стал митрополитом Московским, а другой мог повлиять на рождение наследника Николая II? Где Льюис Кэрролл впервые услышал муэдзина?
Это третья лекция из спецпроекта «Открывая Россию: Нижний Новгород», подготовленного Arzamas совместно с правительством Нижегородской области в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году. Расшифровка лекции: arzamas.academy/materials/2189
Спецпроект целиком — помимо лекций, в него входит целый путеводитель по Нижнему Новогороду и Нижегородской области: arzamas.academy/special/nnovgorod. Лекцию читает кандидат философских наук Даниил Семикопов, директор нижегородского мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» и проректор по учебной работе Нижегородской духовной семинарии.
Arzamas — просветительский проект об истории культуры arzamas.academy/. Наши курсы и подкасты можно слушать в приложении «Радио Arzamas» arzamas.academy/radio.
«Черный квадрат» Казимира Малевича — одно из самых интригующих полотен XX века. Мало кто знает, но на самом деле существует сразу 4 «Черных квадрата». Причем один из них объявился совсем недавно и сразу стал героем детективной истории! Зачем Малевич создал столько «дублей» и в чем смысл Черного квадрата? Какие тайны и картины и самого художника до сих пор не раскрыты?
В основе фильма — эксклюзивные съемки в Москве, Курске (где художник начинал свой путь), Санкт-Петербурге и подмосковной Нечиновке (где Малевич был экстравагантным способом похоронен, а впоследствии его могила надолго потерялась и была найдена только в наши дни).
В фильме принимают участие: специалисты Третьяковской галереи Ирина Вакар и Юлиан Халтурин, специалист Русского музея Ирина Носик, автор биографии К. Малевича Ксения Букша, искусствовед Андрей Сарабьянов, директор РГАЛИ Татьяна Горяева, музыкант Стас Намин.
Автор сценария Владимир Мороз
режиссер Евгений Сетько
оператор Никита Пинигин
композитор Екатерина Леванович/ Kaia Levanovich
Фильм о феномене художественной жизни Витебска в начале двадцатых годов прошлого столетия. В это время художником Казимиром Малевичем, который преподавал в народном художественном училище, было создано творческое объединение УНОВИС – утвердителей нового искусства. Таким образом можно утверждать, что родиной супрематизма, одного из авангардных творческих направлений, которое не исчезло из художественной палитры мирового искусства за истекшие сто лет и сегодня имеет своих последователей, является Беларусь.