January 2004. Prof. Lewin covered the first quarter of the 20th century of visual art. He discussed the key movements and showed the fascinating evolution starting with Impressionism and finishing with Marcel Duchamp. After Duchamp, anything goes. He emphasized the importance of pioneering art which changed the way we look at our world and ourselves.
Как и когда об искусстве начали говорить, используя военное понятие «авангард»? Что подразумевали под «авангардом» в XIX, XX и начале XXI века? Каковы теоретические основания этого понятия? Существует ли «второй авангард», и возможен ли авангард сегодня? Само понятие авангарда до сих пор представляет предмет серьезных теоретических споров. Не менее проблематичной является конструкция «русский авангард», хронологические и концептуальные границы обозначаемого ею явления. Екатерина Лазарева в своей лекции остановится на истории укоренения этого понятия, основных теоретических подходах к авангарду и практиках его переизобретения.
Екатерина Лазарева – кандидат искусствоведения, куратор, художник, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, куратор-ассистент Музея современного искусства «Гараж», преподает в РГГУ, ВШЭ, РАНХИГС, занимается искусством ХХ-ХХI века, специалист по итальянскому футуризму и русскому авангарду.
В рамках публичной программы кураторской школы Avant-Garde LAB.
В творческой лаборатории пионеров советского авангарда – Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александра Родченко, Варвары Степановой, Лазаря Лисицкого, братьев Стенбергов – была создана конструкция всего современного дизайна. Художники-авангардисты изобрели принципиально новый визуальный язык, а затем, перейдя от изображений на холсте к предметным опытам, совершили, казалось бы, невозможное – внедрили новаторские идеи в массовое производство. Конструктивистский дизайн стал стилем времени и неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений. Создателям «азбуки конструктивизма» стал подражать весь мир.
Пауль Клее — немецкий живописец начала XX века, участник знаменитой группы «Синий всадник», близкий друг Василия Кандинского и преподаватель в школе «Баухауз». Его родители преподавали музыку, а сам он прекрасно владел виолончелью.
Жан-Мишель Баскиа — кумир целого поколения конца 1970-х — 1980-х годов, музыкант, поэт, художник, который за свои 27 лет успел сделать головокружительную карьеру. Он начинал с того, что делал граффити в нью-йоркском районе Сохо, затем писал картины, которые почти сразу же стали пользоваться огромным спросом у арт-дилеров. Критики часто называли его последним художником XX века, сравнивая с Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Паулем Клее и другими немецкими экспрессионистами. Их восхищал чистый цвет, за которым многие из них ездили в Африку. Для Баскиа же подобное чувство цвета было врожденным в силу его африканского происхождения.
Цикл лекций Ирины Кулик «Несимметричные подобия»
Марсель Дюшан — Сальвадор Дали. Апология музея
Часть 1
Лекция сопровождается тифлокомментарием
и переводом на жестовый язык.
Идеей этого цикла лекций я обязана двум выставкам — «Все в настоящем должно быть преображено. Мэтью Барни и Йозеф Бойс», которую я видела в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции в 2007 году, и «Луиз Буржуа — Ханс Беллмер. Удвоение пола» (2010), на которой я побывала в Gemeentemuseum в Гааге. Обе выставки, строившиеся на неожиданном сопоставлении двух художников, позволяли не столько оценить их сходство (в первом случае — заведомо парадоксальное, во втором — оправданное общей традицией сюрреализма), сколько открыть новые аспекты в, казалось бы, хорошо известном творчестве каждого из них.
Каждая из лекций цикла — нечто вроде виртуального кураторского проекта, сводящего на одном поле двух художников, отношения между которыми всякий раз выстраиваются по-разному — это может быть явный антагонизм и тайное союзничество, преемничество, стилизация, пародирование, оспаривание, сходство-оговорка и внутренний диалог. Главное, чтобы это столкновение позволило открыть новые аспекты в искусстве каждого из героев «Несимметричных подобий».
Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке.
Перевод на жестовый язык: Влад Колесников.
Тифлокомментарий читает Андрей Черников.
Лекция Ирины Кулик из цикла «Несимметричные подобия» в Музее «Гараж». Альберто Джакометти — Джордж Сигал
Альберто Джакометти (1901–1966) — швейцарский скульптор, один из главных представителей европейского модернизма. Особую известность принесли ему бронзовые изображения вытянутых человеческих фигур, созданные после Второй мировой войны. Раннее творчество Джакометти прошло под влиянием кубизма, а в 1920-е годы — сюрреализма бретоновского круга, в который входили Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Мэн Рэй и др. Помимо скульптуры оставил живописное и графическое наследие.
Джордж Сигал (1924–2000) — сын еврейских эмигрантов в Нью-Йорке, начинал как живописец, но с 1960-х обращается к скульптуре. Сигал одним из первых использовал гипс в качестве основного материала, создавая серии фигур в человеческий рост и вписывая их в публичные пространства. Подобные скульптурные композиции могли быть ярко выкрашены под влиянием поп-арта либо сохраняли естественный бледный оттенок, сближавший их с традицией минимализма. Сигал дружил с Джоном Кейджем, Алланом Капроу и другими теоретиками и практиками, определившими развитие современного искусства.
Лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж». Энди Уорхол. Поп-арт как vanitas.
Энди Уорхол, (1928-1987) — один из крупнейших художников современности, писатель, продюсер, режиссер. Уорхол стал воплощением ренессансной идеи «homo universale» в эпоху массовой культуры. Один из основателей поп-арта как направления в современном искусстве. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. О его жизни снято несколько художественных и документальных фильмов.