Восьмое чудо света: как в неприступных горах построили невероятное шоссе
Его называют восьмым чудом света. За этим потрепанным ярлыком скрывается на самом деле выдающееся инженерное сооружение, в очередной раз доказавшее, что нет пределов человеческим возможностям. Всего за 10 лет ценою сотен жизней строители двух стран, бывших полными противоположностями друг друга, сделали, казалось, немыслимое: сквозь недоступный прежде край, через высочайшие горы мира, на склонах которых раньше бродили лишь косматые яки, прошло настоящее международное шоссе, забравшееся в итоге на рекордную высоту в 4700 метров над уровнем моря. Эта история — про силу духа, ошеломляюще красивую природу, дружбу народов и большую политику.
Перемещение людей, грузов мирного и военного назначения в сложных горных условиях остается актуальным для таких азиатских государств, как Китайская Народная Республика и Пакистан. Два государства разделяют самые высокие горные вершины мира, 100 из которых достигают высоты 7000 метров и более.
Каракорум («Черная каменистая россыпь») — ощетинившаяся ледяными пиками горная система, лишь немного уступающая «Крыше мира» — Гималаям. Именно здесь находится страшная Чогори, или К-2, вторая по высоте вершина мира, 8611 жестоких метров, куда более неприступных, чем у Эвереста. Ее ни разу не смогли взять зимой, но и в другие сезоны гибнет каждый четвертый смельчак, пытающийся покорить эту беспощадную гору. Здесь сходятся границы Китая, Пакистана, Афганистана и Таджикистана, и до конца 1970-х проникнуть даже в каракорумские долины было крайне сложно. Но в конце концов и эта изолированная, но потрясающе живописная страна открылась миру, а виной тому стали игры престолов.
По данным китайской стороны на маршруте Каракорумского шоссе возведено 24 моста, 70 эстакад. Самая высокая точка шоссе находится на высоте 5425 метров над уровнем моря, а самая низкая на высоте 700 метров над уровнем моря.
В ходе строительства было использовано более 8000 тонн взрывчатых веществ, 80000 тонн цемента, перевезено 30 млн куб. м скального грунта. С китайской стороны в строительных работах было задействовано 22000 рабочих, тогда как с пакистанской только 6000.
В строительство первого этапа Каракорумской высокогорной автодороги официальный Пекин инвестировал около 39 млн долл. и еще 7 млн долл. было выделено пакистанской стороне в виде беспроцентных займов.
По данным китайских источников на строительных работах погибло более 600 человек и еще более 300 получили тяжелые травмы.
Масштабные работы на всей протяженности дороги привели к тому, что сейчас она действительно напоминает современную трассу с отличным асфальтом, а не однополосную полугрунтовку с постоянным риском падения в пропасть километровой глубины. Были построены новые мосты, новые тоннели, на ряде участков ширина шоссе увеличена до четырех полос. Уникальный проект получил совершенно новый смысл, но главное даже не в тех дополнительных миллиардах товарооборота, которые принес апгрейд трассы.
Каракорумское шоссе в первую очередь остается одной из красивейших дорог мира, позволяющей не только дальнобойщикам, но и обычным туристам, которые не испугаются путешествия по всегда неспокойному Кашмиру, насладиться просто фантастическим зрелищем великих гор, причем сделать это, не выходя из салона своего персонального автомобиля. Восьмое чудо света — именно в подобном удовольствии.