Мещеряков Александр Николаевич.Профессор Института классического Востока и античности Высшей школы экономики.
На материале личных впечатлений о Японии и японцах лектор рассказывает о забавных и поучительных происшествиях, которые случились с ним во время пребывания в Японии. Эти случаи помогают понять природу японского характера. В частности, это касается честности и чистоплотности, стремления смягчить внутригрупповую конкуренцию. Речь пойдет также о специфике восприятия пространства и отношения к божествам.
C другими программами фестиваля J-FEST AUTUMN 2020 Online Festival можно ознакомиться на сайте:j-fest.org (проводится с 15 ноября по 5 декабря)
В традиционных корейских представлениях о женской красоте сформировалось представление, что красота является, прежде всего, отражением внутренних добродетелей. Женщина должна быть скромна, сдержанна и смиренна, терпелива и опрятна, должна быть послушной дочерью, покорной женой, услужливой невесткой и мудрой матерью. Однако, говоря о красоте, корейцы не забывали и о внешности.
«Женщина и рис – чем белее, тем лучше», — гласит корейская пословица.
И действительно, одним из самых важных параметров женской красоты в Корее считалась белизна кожи. Исключительное значение в облике корейской красавицы уделялось также и бровям, которые должны были иметь определенную форму (похожие на иероглиф «пхаль», то есть приподнятые к переносице) и могли быть разных оттенков из-за специальной краски для бровей – не только черные или темно-синие, но и голубые и даже желтые!
Более подробно о традиционных корейских идеалах красоты, а также о современных идеалах в Южной Корее можно будет узнать на лекции.
Лектор: Заклинская Дарья, искусствовед, сотрудник отдела экскурсионной и лекционной работы.
Что вы знаете о японской архитектуре? Что приходит на ум? Ваби-саби, деревянные храмы, татами и бумажные перегородки, или, может быть, вечные фавориты Archdaily и Dezeen вроде Тадао Андо, Кенго Кумы и Соу Фудзимото? О чем бы вы ни подумали, нашей задачей будет забыть все и начать заново, чтобы наконец понять, что именно движет японскими архитекторами в их проектах.
Пока ничего не подозревающий Запад в погоне за модой на дальневосточный дизайн слепо восхищается простотой форм и смелостью пространственных решений, японская архитектура не первый век сражается с суровыми условиями островного климата и вытекающим отсюда домашним непостоянством. Кажется, мы все это время не задумывались, откуда взялся минимализм в Японии и что он на самом деле значит.
На лекции мы рассмотрим основные факторы, повлиявшие на традиционное японское строительство и внутреннее устройство жилых домов, и то, как все это отразилось на образе жизни японского общества и теперь переосмысляется в проектах современных японских архитекторов.
В ходе лекции поговорим:
— о том, почему мы неправильно понимаем японцев (японская и западная архитектурные эпистемы);
— о деструктивной механике острова: как появилось традиционное древесное строительство;
— о сезоне дождей и нечеловеческой влажности: откуда взялись бумажные стены;
— о модульной системе строительства и уважении к плотничеству;
— о внутридомовом стиле жизни японцев: о пустоте и цикле вечного непостоянства;
— о текучих отношениях интерьера и экстерьера и неоднозначности личного пространства;
— о том, как отражаются традиционные ценности в работах современных японских архитекторов;
— и о скрытых сторонах прогрессивного общества — японских хрущевках.
Лектор — Татьяна Кнороз, студентка магистратуры Политехнического университета Милана. Последний год провела в Токио, работая в Atsushi Kitagawara Architects, занимаясь сбором материалов для своего диплома о послевоенной архитектуре Японии в Токийском университете искусств.
Группа островов, примерно с населением 20 миллионов человек и письменной историей всего в 1600 лет. Это вторая по экономическому развитию страна современного мира. Сточки зрения истории успех Японии был стремительным. Однако он не пришел из неоткуда. Храня древние наследие современная Япония по прежнему хранит свое прошлое. Под влиянием Синтоизма и Буддизма, двух основных религий. Японцы создали множество методик и технологий, которые передавались от поколения к поколению.
Лекция Анны Гусевой «Искусство паузы. Архитектура и эстетика японского чайного павильона: от Сэн-но Рикю до Кэнго Кума» в рамках J-FEST Autumn 2020.
Лекция искусствоведа, доцента Школы исторических наук НИУ ВШЭ Анны Гусевой посвящена эстетике японской чайной церемонии, особенностям архитектуры чайных павильонов, а также их современным трактовкам.
Искусство чайной церемонии в Японии насчитывает более 500 лет. Зародившись первоначально внутри монастырской культуры дзенских монастырей, «путь чая» сохранил в себе практичность и аскезу монастырской жизни, привнеся в нее утонченность художественной культуры Киото XVІІ века. Архитектурные и эстетические каноны чайного павильона, сложившись на ранних этапах становления чайного искусства, до сих пор определяют размеры и материалы классических чайных павильонов как в Японии, так и за ее пределами. Но не всегда. Руководствуясь философией чайного действа, современные японские архитекторы, такие как Тэрунобу Фудзимори и Кэнго Кума, разрабатывают новые решения, которые на первый взгляд могут кардинально отличаться от привычных образов традиционной архитектуры.
Анна Гусева — PhD, искусствовед, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ. В 1998-м окончила отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в 2011-м защитила диссертацию на архитектурном факультете Токийского университета. Работала в НИИТИАГе (Москва) и в Исследовательском институте человека и природы (RIHN) в Киото. Проводит исследования в области современной архитектуры и градостроительства Японии.
Лекция востоковеда Сергея Булацева «Япония: этикет в искусствах; этикет как искусство» ( в рамках проекта «Т О Ч К А О Т С Ч Ё Т А»):
Этикет очень важен для японцев и пронизывает все сферы их существования.
Японцы учатся соблюдению норм этикета всю жизнь. Это обучение проходит как «естественным образом», в процессе обыденной жизни, так и во время специально организованных занятий.
Один из самых эффективных способов усвоить нормы этикета – занятия традиционными искусствами: воинскими, – такими, как кэндо, дзюдо, айкидо, — или «гражданскими», как, например, — чайная церемония или икэбана. Следование традиционным нормам поведения является неотъемлемой частью практики всех японских искусств.
Военное сословие, самураи, отдельно изучали правила приличия и хорошие манеры
Съемка — Андрей Степанов, Надежда Курзина
Монтаж — Георгий Мазуркевич