Барановка — город районного значения в Житомирской области. Впервые упоминается в летописи 1565 г. как село Великого княжества Литовского.
После Люблинской унии 1569 года — в составе Волынского воеводства Речи Посполитой.
В 1593 и 1618 г. Барановка была разрушена татарами.
В 1905 году Барановка являлась местечком Новоград-Волынского уезда Волынской губернии, в котором действовали фарфоровая фабрика, почта и телеграф. Из 2000 жителей половину составляли евреи
Интересный фильм о истории и современности Житомира, снятый телеканалом «Глас» в 2012 году. Часть 1.
Оригинал видео — здесь: glas.org.ua/projects/Grad/Gutomur-1.html
Уникальные кадры любительской киносъёмки, сделанные немецкими офицерами в оккупированном нацистами Житомире в 1941 году. На кадрах – городской парк, Преображенский собор, Успенский храм, Подол, Старый город.
Данные сюжеты доступны для просмотра на архивном сайте агентства Карла Хёффкеса, которое владеет крупнейшим в мире фондом частных фильмов с 1900 по 1945 год — www.archiv-akh.de.
Огромную помощь по поиску данных сюжетов оказал житомирский краевед Игорь Александров.
Источник: www.archiv-akh.de/filme/1319#1 www.archiv-akh.de/filme/3349 www.archiv-akh.de/filme/1574#1
Еще четверть века назад УССР считалась одним из лидеров фарфоро-фаянсовой отрасли не только на внутреннем рынке СССР, но и в масштабах Европы.
Фарфоро -фаянсовая отрасль начала развиваться в Украине еще в конце ХVIII веке. Глины, кварцевые пески, каолины и доломиты Полесья и северного Донбасса оказались прекрасным сырьем для производства достаточно качественного по тем временам фарфора. В 1802-м инженеры Франциск и Михаил Мезеры основали старейшую фарфоровую фабрику в местечке Барановка. А уже в 1825 году изготовленная здесь посуда была представлена при императорском дворе, даже в советское время барановский сервиз «Бутон» называли «царским сервизом».
В 1923 году рабочие Барановского завода изготовили два специальных чайных сервиза для Ленина, зачислив его в штат почетных работников, и даже посвятив ему специальные стихи о чайном сервизе:
Ходак із Баранівки
Дарунок привіз.
Великому Леніну —
Чайний сервіз.
Блюдця і чашечки, —
Бризний фарфор
Вузенькой стрічкою —
Ніжний узор.
Послевоенные годы стали временем процветания фарфоровых предприятий. В Украине насчитывалось около тридцати фарфоровых заводов. Они доминировали в промышленности и были градообразующими предприятиями для таких населенных пунктов, как Барановка, Быковка, Довбыш, Каменный Брод, Буды.
В послевоенные годы флагманом фарфоровой промышленности стал Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (КЭКХЗ) В послевоенный период именно КЭКХЗ обеспечивал бесперебойную работу всей могущественной отрасли фарфора и фаянса Украины. От КЭКХЗ зависело наличие красок и деколи на производствах, внедрение новых форм посуды и скульптуры. Из 75 художников Укрфарфорфаянса на КЭКХЗ работало 15 художников и 4 скульптора.
Именно на КЭКХЗ был сформирован уникальный бренд – нанесение петриковской росписи на фарфор.
Работы скульпторов и художников КЭКХЗ экспортировались в Европу и Россию.
В 1957 году КЭКХЗ представлял украинский фарфор на международной выставке, посвящённой 40-летию Октября.
Бурное развитие фафоро- фаянсовой промышленности в Украине закончилось с началом 90-х годов. Лишенные государственной дотации заводы закрывались один за другим, Кроме того, была утрачена кадровая база фарфоровой отрасли.
В 1997 году КЭКХЗ перестал существовать. В эти же годы бесследно исчез и музей изделий КЭКХЗ, который создавался со дня основания завода.
Особое уважение вызывают люди, которые стараются сохранить высокохудожественные произведения скульпторов и художников КЭКХЗ.
Экспозиция «Перлини Київського фарфору», которая открылась в Музеи истории города Киева, представила уникальные произведения КЭКХЗ, многие из которых существуют в единственном экземпляре.
«Киевский фарфор» на имеет официального статуса музея, и, безусловно, нуждается в государственной поддержке, собственном помещении и активном участии коллекционеров.
Прекрасная выставка, огромное спасибо всем организаторам.
В публикации использованы материалы книги О. Школьной «Киевский художественный фарфор. ХХ век», статьи А. Манчука «Хрупкое будущее украинского фарфора», воспоминания В.Б.Вишневского.