Друзья, 29 апреля приглашаем вас присоединиться к экскурсии по Екатерининскому дворцу. Вместе с экскурсоводом Еленой Бушиной мы пройдем по интерьерам, оформлением которых занимался архитектор Чарльз Камерон, в том числе по Арабесковому и Лионскому залам. Начало – в 15.00.
В первой части экскурсии по Екатерининскому дворцу (https://www.youtube.com/watch?v=j3wDXjAr6yM) мы посетили парадные залы, прошли по Золотой анфиладе и узнали историю всемирно известной Янтарной комнаты. Эти роскошные залы связывают, в первую очередь, с Елизаветой Петровной и Франческо Растрелли. То, о чём пойдёт речь на очередной нашей встрече – это уже другая эпоха, стилистика и философия. Она связана с Екатериной II и Чарльзом Камероном.
Камерона называли мастером выдающейся одарённости, одним из самых талантливых архитекторов классицизма в Великобритании и России, самым ярким примером взаимодействия русской и европейской культур второй половины XIX века. Среди работ архитектора в Царском Селе – ансамбль, включающий павильон «Холодные бани» с Агатовыми комнатами, Камероновой галереей и Пандусом; комплекс Китайской деревни в Александровском парке, личные и парадные апартаменты Екатерины II в Зубовском флигеле, апартаменты Павла Петровича в северной части Екатерининского дворца.
Мы расскажем об Арабесковом и Лионском залах – интерьерах, созданных Чарльзом Камероном на месте четвертой и пятой антикамер. Арабесковый зал стал одним из самых эффектных парадных залов дворца Екатерины II. Основные мотивы здесь – изящные и прихотливые орнаментальные росписи – арабески.
Лионский зал получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе. Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали почти полторы тонны камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.
Экскурсия включает Зелёную столовую, Парадную голубую гостиную, Китайскую голубую гостиную, Предхорную, Опочивальню Марии Фёдоровны, Скульптурный и Живописный кабинеты. Эти интерьеры входили в число личных комнат Павла Петровича (императора Павла I) и его супруги Марии Фёдоровны. В этих изысканных помещениях Камерон творчески воплотил наследие античности и, применяя традиционные отделки, добился необыкновенного художественного эффекта. Каждый интерьер имеет собственный художественный образ, неповторимое цветовое решение.
Друзья, 20 марта в 15 часов мы проведем онлайн-трансляцию экскурсии по Екатерининскому дворцу. Приглашаем Вас виртуально пройтись по парадным залам дворца в сопровождении экскурсовода Ольги Щербановской. Вы сможете побывать в Большом зале и Янтарной комнате, прогуляться по Золотой анфиладе.
Сергей Нилов, заведующий сектором «Зимний дворец Петра I», рассказывает об уникальном архитектурно-мемориальном памятнике первой четверти ХVIII века. Официальная резиденция Петра I находилась на месте Эрмитажного театра. В сохранившихся стенах Зимнего дворца, обнаруженных в ходе археологических изысканий сотрудниками Эрмитажа, разместилась экспозиция, посвящённая Петру Великому. В воссозданных интерьерах можно видеть подлинные предметы, принадлежавшие императору.
Друзья, 18 мая – в Международный день музеев – приглашаем вас познакомиться с постоянной экспозицией Екатерининского дворца “Романовы в Царском Селе”. Начало в 19 часов.
Мы расскажем об истории династии Романовых, судьбах российских императоров и их семей, покажем подлинные предметы, которые принадлежали венценосным хозяевам Царского Села. В течение двух столетий здесь располагалась летняя императорская резиденция. Это любимая резиденция нескольких поколений Романовых.
Экспозиция состоит из семи разделов, каждый посвящен одному из владельцев царскосельской императорской резиденции – от Елизаветы Петровны до Николая II.
Мы пройдем по Малой анфиладе, историческая отделка которой не восстановлена после разрушений военных лет. Эта часть дворца идеально подходит для такой экспозиции: здесь жили Елизавета Петровна и Екатерина II, великий князь Павел Петрович (ребенком); здесь останавливался Александр I, а Николай II выбрал комнаты Малой анфилады для размещения именитых гостей.
Экспозиция включает знаковые предметы: парадные портреты, мундирные платья, предметы мебели, изделия из бронзы и фарфора. Уникальные экспонаты из исторических дворцовых коллекций отражают личные вкусы, предпочтения и интересы представителей династии Романовых.
Хранитель коллекции русского фарфора Государственного Эрмитажа Ирина Багдасарова рассказывает об одном из самых значительных приобретений Эрмитажа за последние несколько лет – чайно-кофейном сервизе английского врача Томаса Димсдейла (1712–1800), подаренном ему Екатериной II в благодарность за введение оспопрививания в России в 1768 году. Сервиз, рассчитанный на девятнадцать персон (по количеству гнезд для чашек в ложементе кофра), является уникальным образцом раннего периода в искусстве русского фарфора.
Хранитель европейского фарфора Ян Виленский рассказывает об одном из шедевров собрания Эрмитажа – так называемом сервизе Евгения Богарне, выполненном на заводе Диля и Герара. Музей хранит 94 предмета, происходящие из двух сервизов и по традиции объединенные этим названием. Часть из них входила в большой десертный сервиз, изготовленный для императрицы Жозефины в 1811–1813 годах, и украшена ее гербом. На предметах из аналогичного, но меньшего по размерам сервиза, заказанного ее сыном принцем Евгением, помещен его вензель.
Благодаря богатству декора и исключительному качеству золочения эти сервизы вошли в число самых роскошных и дорогих заказов эпохи ампира. Кариатиды ваз и декоративные фигуры амуров выполнены в имитирующем бронзу бисквите, который был специализацией завода. Основную роль в декоре сервиза играет живопись: предметы украшены полихромными живописными сценами и пейзажами, «камейными» антикизирующими фигурами и головками.
Вместе с хранителем мебели Отдела западноевропейского прикладного искусства Татьяной Борисовной Семёновой мы узнаем, в чем особенность техники «пике», рассмотрим во всех подробностях все мельчайшие детали этой драгоценной инкрустации и узнаем историю всего двух, но очень значительных предметов мебели из коллекции Государственного Эрмитажа.