Лекция Ирины Кулик «Фрида Кало — Ана Мендьета»


Ирина Кулик проводит параллель между двумя блестящими художницами с трагической судьбой — Фридой Кало и Аной Мендьетой.

Мексиканская художница Фрида Кало, чье творчество пронизано автобиографическими мотивами и национальным фольклором, долгое время оставалась в тени своего мужа, знаменитого монументалиста Диего Риверы. Лишь в 1970-е годы ее живопись и другие произведения были заново открыты искусствоведами и кураторами. Сегодня Кало считают одной из первых художниц-феминисток, автором самобытных портретов, графических работ и фресок в узнаваемой «наивной» манере, посвященных репрезентации мужского и женского, инаковости и другим темам. Несмотря на то что в раннем детстве Фрида заболела полиомиелитом, а в 1925 году попала в страшную автокатастрофу, ей удалось построить независимую творческую карьеру и войти в историю в качестве одной из ярчайших художниц и лидеров движения за права женщин.

Ана Мендьета наиболее известна как автор феминистских перформансов. Художница родилась на Кубе, но в детстве была вывезена в США. Она окончила Айовский университет, где изучала живопись, и после поселилась в Нью-Йорке. Мендьета работала с живописью, скульптурой, фотографией, перформансом и видеоперформансом. В ее творчестве, посвященном роли женщины в искусстве и обществе, темам идентичности, гендера и сексуальности, прослеживается связь с национальной кубинской культурой. В перформансах она чаще всего использовала собственное тело, кровь животных и природные материалы. С 1978 по 1982 год участвовала в деятельности первой галереи женского искусства в США ArtistsinResidence(A.I.R.). 8 сентября 1985 года Мендьета погибла, выпав из окна своей квартиры, расположенной на 34-м этаже. По одной из версий, ее толкнул муж — художник-минималист Карл Андре, с которым она была знакома с 1979 года и с которым заключила брак за несколько месяцев до смерти, — однако Андре был оправдан в суде через три года после смерти художницы.

garagemca.org/ru/event/frida-kahlo-ana-mendieta-a-lecture-by-irina-kulik

Лекция Ирины Кулик «Сантьяго Сьерра — Джереми Деллер»


Сантьяго Сьерра (род. 1966) — один из самых провокативных художников нашего времени. До 1995 года жил в Мадриде, потом переехал в Мехико. Он предлагал добровольцам незначительное вознаграждение, если они согласятся сделать татуировку на своей спине, указывая на тот факт, что люди в странах третьего мира готовы пожертвовать своим здоровьем за минимальную сумму денег. Он проецировал слово «Нет» на Папу Римского во время его визита в Мадрид. Он выбривал линию на головах двух наркоманов, которые в качестве оплаты получили дозу. А в 2010 году Сьерра отказался от испанской Государственной премии в области визуальных искусств, размер которой составляет €30 тыс., послав министру культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде письмо, в котором говорилось, что премия от государства неприемлема для него как свободного художника, считающего государство нелегитимным и преступным. Главный вопрос, который волнует художника: что такое труд в современной капиталистической системе?

Джереми Деллер (род. 1966) – современный британский художник, куратор, продюсер, режиссер. Он любит делать проекты в сотрудничестве с другими людьми. Идеи приходят к нему за разговорами в пабе, они становятся источником проектов, выступают их содержанием. Критики отмечают его умение сплетать политическое и поэтическое в единое повествование и видеть связи «на границе личных эпизодов и коллективной истории». Для британского арт-критика и куратора Клэр Бишоп, критикующей работы «эстетики взаимодействия» за излишнюю очевидность, работы Деллера являются «правильным» примером действия социального поворота в искусстве. В 2004 году он стал обладателем премии Тернера.

Выражаем благодарность творческому объединению кураторов ТОК за помощь в переводе фильма «Оргривское сражение», о котором будет идти речь в рамках лекции.

Лекция Ирины Кулик «Август Зандер — Тарин Саймон»


Фотография как искусство и документальное свидетельство — одна из тем лекции Ирины Кулик, посвященной Августу Зандеру и Тарин Саймон.

Август Зандер — немецкий фотограф, наиболее известный благодаря своему масштабному проекту «Люди ХХ века» — своего рода коллективному портрету общества эпохи Веймарской Республики. Свыше полусотни работ из этого проекта составили отдельную книгу — «Лицо нашего времени». Однако с приходом к власти нацистов множество негативов и фотопластин Зандера были уничтожены.

Тарин Саймон — современная американская художница, родилась и живет в Нью-Йорке. С начала 2000-х работает с фотографией, скульптурой, перформансом, звуком и текстом. Большинство проектов Саймон — результат длительных архивных исследований, что позволяет ей как автору затрагивать сложные темы и раскрывать смыслы, которые, по ее словам, находятся «в промежутках между самими фактами». Проект «Бумажная работа и воля к капиталу» (2015) лег в основу первой российской выставки Тарин «Исследование в действии / сценография власти», подготовленной Музеем современного искусства «Гараж» в 2016 году, а также был показан на других площадках в Европе, Азии и США.

garagemca.org/ru/event/august-sander-taryn-simon-a-lecture-by-irina-kulik

Лекция Ирины Кулик «Макс Эрнст — Ребекка Хорн»


Макс Эрнст (1891–1976), работавший в Германии, Франции и США – ключевая фигура дадаизма и один из основоположников сюрреализма. Художник-самоучка, изучавший историю искусств, философию, психологию и психиатрию, Эрнст развивал центральное для сюрреализма понятие автоматизма и ввел в художественную практику ряд новых техник — коллаж, фроттаж, граттаж и осциляцию, предвосхитившую «живопись действия» американских абстрактных экспрессионистов.

Ребекку Хорн (р. 1944), немецкую художницу и кинорежиссера, вполне можно считать продолжательницей сюрреалистической линии в современном искусстве. Как и у Макса Эрнста, мир и существа в ее произведениях пребывают в постоянных метаморфозах. Вполне в духе сюрреализма, Ребекка Хорн предстает как художник-изобретатель, создающий причудливые устройства и механизмы, в том числе машины, занимающиеся искусством – живописью и музыкой, буквально воплощая сюрреалистическое понятие «автоматизма».

Передовой отряд. Из курса «Русский авангард»


Кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику.

Лекция №1 из курса «Русский авангард». Лектор — Андрей Сарабьянов, историк искусства, издатель, руководитель Центра авангарда при Еврейском музее и центре толерантности, эксперт по русскому искусству ХХ века. Пройдите весь курс на Arzamas: arzamas.academy/courses/18

Arzamas — просветительский проект об истории культуры arzamas.academy. Наши курсы и подкасты можно слушать в приложении «Радио Arzamas» arzamas.academy/radio.

А чтобы не пропускать новые материалы, следите за нами в социальных сетях:

FB: www.facebook.com/arzamas.academy
VK: vk.com/arzamas.academy
Twitter: twitter.com/arzamas_academy
Instagram: www.instagram.com/arzamas.academy

Абстрактное и беспредметное. Из курса «Русский авангард»


Как русские авангардисты перешли к абстракциям и попытались увлечь своими утопиями всю страну.

Лекция №5 из курса «Русский авангард». Лектор — Андрей Сарабьянов, историк искусства, издатель, руководитель Центра авангарда при Еврейском музее и центре толерантности, эксперт по русскому искусству ХХ века.

Пройдите весь курс на Arzamas: arzamas.academy/courses/18

Arzamas — просветительский проект об истории культуры arzamas.academy. Наши курсы и подкасты можно слушать в приложении «Радио Arzamas» arzamas.academy/radio.

А чтобы не пропускать новые материалы, следите за нами в социальных сетях:

FB: www.facebook.com/arzamas.academy
VK: vk.com/arzamas.academy
Twitter: twitter.com/arzamas_academy
Instagram: www.instagram.com/arzamas.academy

Лекция «На волне супрематизма: Чашник, Суетин, Малевич, Лисицкий» | Ольга Юшкова


Во второй половине 1910-х годов многих художников увлекла идея супрематизма как нового языка искусства. В кругу Малевича в разное время были известные еврейские мастера. И если Илья Чашник в своем творчестве был последовательным супрематистом, то Эль Лисицкий воспринял систему Малевича как «…пересадочную станцию от живописи к архитектуре».

В лекции «На волне супрематизма» речь пойдет о сути этой концепции и развитии ее положений в творчестве Эль Лисицкого — всемирно известного художника и теоретика, активного участника художественной жизни 1920-1930-х годов.
Лектор — Юшкова Ольга Артуровна, кандидат искусствоведения, критик, куратор, специалист по искусству ХХ века.

"Эффект супрематического очуждения": Казимир Малевич и Бертольд Брехт


В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В это же время Бертольд Брехт создает свой «эпический театр». Они оба провозглашают эру освобождения от лжи иллюзионистского «реалистического искусства», превращающего зрителя в пассивный объект. Для того чтобы избавиться от всех форм лжи не должно быть ни цели, ни смысла, ни практичности, — считает Малевич.
Почему наличие цели и смысла закрывает от нас истину? Как увидеть невидимое? Как супрематические композиции учат увидеть невидимое — эти и другие вопросы будут обсуждены публикой на лекции доктора философских наук, профессора Андрея Макарова.

Нижегородские святые: Серафим Саровский и другие | Курс «Открывая Россию: Нижний Новгород». АУДИО


Кем были нижегородские святые — «русский Арамис» Дионисий Суздальский и самый известный русский святой Серафим Саровский? Как один из них чуть не стал митрополитом Московским, а другой мог повлиять на рождение наследника Николая II? Где Льюис Кэрролл впервые услышал муэдзина?

Это третья лекция из спецпроекта «Открывая Россию: Нижний Новгород», подготовленного Arzamas совместно с правительством Нижегородской области в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году. Расшифровка лекции: arzamas.academy/materials/2189

Спецпроект целиком — помимо лекций, в него входит целый путеводитель по Нижнему Новогороду и Нижегородской области: arzamas.academy/special/nnovgorod. Лекцию читает кандидат философских наук Даниил Семикопов, директор нижегородского мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» и проректор по учебной работе Нижегородской духовной семинарии.

Первая лекция курса: youtu.be/C-fLcEH5ewk
Вторая лекция курса: youtu.be/bxCV3WxXwPg

***

Arzamas — просветительский проект об истории культуры arzamas.academy/. Наши курсы и подкасты можно слушать в приложении «Радио Arzamas» arzamas.academy/radio.

А чтобы не пропускать новые материалы, следите за нами в социальных сетях:
Instagram: www.instagram.com/arzamas.aca...
FB: www.facebook.com/arzamas.academy
VK: vk.com/arzamas.academy
Twitter: twitter.com/arzamas_academy
Telegram: t.me/ArzamasLive