Репортаж VIII Всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох». Впервые в России, 400 участников фестиваля народного творчества (модельеры, кузнецы, гончары, керамисты, ткачи...), номинация «Древнерусский костюм», научная реконструкция средневековой одежды Москвы и Владимирской Руси. НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Наш сайт: www.geo-tvexpedition.ru
Мы вконтакте: vk.com/geotvexpedition
Мы на Facebook: www.facebook.com/geotvexpedition
Когда русский народный костюм начал жить отдельно от народа, следуя за переменчивой модой? История создания национального костюма насчитывает не одно столетие, подчиняется событиям и духу эпох. Когда Екатерина Великая носила сарафан, как «русское платье» жило при императорском дворе, кто одевал знаменитый костюмированный «Русский бал» 1903 года? Как образы торговой рекламы и патриотических плакатов отражали идеологию российского общества, а труды историков влияли на сценические костюмы театра и эстрады? Каким русский костюм видели и представляли в Европе: от балетных сезонов Дягилева до послереволюционной эмиграции? Как «русский стиль» покорил Париж и стал источником вдохновения европейских кутюрье? Ответы на эти вопросы мы предлагаем найти в лекции искусствоведа и исследователя народного костюма Андрея Боровского.
Лекция в рамках проекта «Все грани русского стиля»
9 ноября 2017 г. Всероссийский музей декоративно прикладного и народного искусства.
Почему говорят, что русского народного костюма вообще нет? Как одевались наши прабабушки? Как у русской женщины появилась юбка? Неужто сарафан сначала носили только мужчины? К чему все эти узоры, цвета, символы, рогатые головные уборы? Они несут в себе содержание и значение, с которым можно познакомиться. После этого видео вы начнёте разбираться в сакральном значении традиционного костюма.
Раньше женщина старалась не просто выделиться красивым одеянием, но и показать своё умение, ведь одежду шили сами. Поэтому русский традиционный женский костюм имел свои особенные детали. Наука говорит, что современный образ традиционной одежды сложился только к первой половине 19 века, то есть менее двухсот лет назад.
«Невелика традиция!» — может сказать зритель. Но важно, что здесь сохранилось огромное количество древних деталей, которые прошли сквозь века и тысячелетия.
Всё благодаря особой роли женщины. Традиционная одежда была широкой, многослойной, богато украшенной, чтобы скрыть владелицу от «дурного глаза».
Семантика образов, заключенных в этом костюме, очень глубока.
Нити ткани символизировали переплетение человеческих судеб. Женщина с годами сменяла около десятка различных видов наряда, каждый из которых соответствовал определенному возрасту, статусу и событию. А сам комплекс костюма можно понять как пособие по устройству мироздания. Головных уборов было множество. Расшитые золотом, каменьями, серебром, жемчугом, они обходились очень дорого. Иногда в несколько коров, поэтому такой шедевр бережно передавался из поколения в поколение.
Их символика восходит к птичьим образам небесных вестников, а также знаков плодородия – небесной корове или козе. Отсюда «птичье» название кокошника, рогатые и копытообразные формы некоторых сорок и кичек. В костюме женщины за близость к Земле отвечала понёва. А сарафан, несмотря на древность, не является исконно русским предметом. Он просто получил собственный, русский, путь развития. Подробнее об этом и многом другом смотрите в видео!
Сегодня мы видим стремление возродить традиционную одежду русской женщины. Кто-то достает из старинных сундуков костюмы своих прабабушек. Кто-то погружается в изучение музейных экспонатов, возрождая традиционный крой. А есть те, кто не отказывается от современной одежды, и добавляет в нее нотки священного древнего смысла, украшая узорами и символами. И традиция живет, оставляя в нашем техногенном мире живой источник народной культуры.
Исходный текст – Арсений Камкин
Диктор – Егор Ковалёв
Научный консультант – Любовь Болякина
Редактор – Антон Родин
Монтаж и анимация – Любовь Генералова, Владислав Павловский, Ирина Клёнова
Канал «GUSLI» рассказывает о настоящей традиции России с точки зрения науки. Мы живём в стране, где о культуре народа почти никто не знает. Стереотипы, созданные большой сценой, скрывают от нас сокровищницу. Современная цивилизация возникла не на пустом месте, её колыбелью была традиция. Чтобы лучше понимать настоящее и думать о будущем, стоит узнать правду о своём прошлом. Мы рассказываем о настоящей русской традиции благодаря вашей поддержке.
Лекция Андрея Боровского (Москва). Тема: «Традиционный костюм в круге жизни русского человека».
Искусствовед Андрей Боровский рассказал, как менялась одежда русского человека на протяжении жизни — от колыбели до домовины? Как костюм рассказывает о своём владельце и его статусах? Сколько возрастов в одежде русской женщины? Почему крестьянке было мало трёх сундуков нарядов, а её муж тем обходился лишь тремя рубахами? Была ли мода в деревне?
По мнению Боровского, народный костюм — не только памятник самобытной культуры, но и антропологический информационный источник. Он подтверждает — наша одежда меняется со временем больше, чем мы сами.
Лекция явилась частью образовательной программы выставки «Православные традиции в XXl веке. Владимир Михайлов» состоявшейся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) в 2016 году.
Вторая лекция Анны Некрыловой. Тема: «Православные праздники: Пасха в контексте традиционной народной культуры» по ссылке youtu.be/rzaH70fiTM0 www.vmikhailov.com/ru