Во второй половине 1910-х годов многих художников увлекла идея супрематизма как нового языка искусства. В кругу Малевича в разное время были известные еврейские мастера. И если Илья Чашник в своем творчестве был последовательным супрематистом, то Эль Лисицкий воспринял систему Малевича как «…пересадочную станцию от живописи к архитектуре».
В лекции «На волне супрематизма» речь пойдет о сути этой концепции и развитии ее положений в творчестве Эль Лисицкого — всемирно известного художника и теоретика, активного участника художественной жизни 1920-1930-х годов.
Лектор — Юшкова Ольга Артуровна, кандидат искусствоведения, критик, куратор, специалист по искусству ХХ века.
В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В это же время Бертольд Брехт создает свой «эпический театр». Они оба провозглашают эру освобождения от лжи иллюзионистского «реалистического искусства», превращающего зрителя в пассивный объект. Для того чтобы избавиться от всех форм лжи не должно быть ни цели, ни смысла, ни практичности, — считает Малевич.
Почему наличие цели и смысла закрывает от нас истину? Как увидеть невидимое? Как супрематические композиции учат увидеть невидимое — эти и другие вопросы будут обсуждены публикой на лекции доктора философских наук, профессора Андрея Макарова.
Кем были нижегородские святые — «русский Арамис» Дионисий Суздальский и самый известный русский святой Серафим Саровский? Как один из них чуть не стал митрополитом Московским, а другой мог повлиять на рождение наследника Николая II? Где Льюис Кэрролл впервые услышал муэдзина?
Это третья лекция из спецпроекта «Открывая Россию: Нижний Новгород», подготовленного Arzamas совместно с правительством Нижегородской области в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году. Расшифровка лекции: arzamas.academy/materials/2189
Спецпроект целиком — помимо лекций, в него входит целый путеводитель по Нижнему Новогороду и Нижегородской области: arzamas.academy/special/nnovgorod. Лекцию читает кандидат философских наук Даниил Семикопов, директор нижегородского мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» и проректор по учебной работе Нижегородской духовной семинарии.
Arzamas — просветительский проект об истории культуры arzamas.academy/. Наши курсы и подкасты можно слушать в приложении «Радио Arzamas» arzamas.academy/radio.
«Черный квадрат» Казимира Малевича — одно из самых интригующих полотен XX века. Мало кто знает, но на самом деле существует сразу 4 «Черных квадрата». Причем один из них объявился совсем недавно и сразу стал героем детективной истории! Зачем Малевич создал столько «дублей» и в чем смысл Черного квадрата? Какие тайны и картины и самого художника до сих пор не раскрыты?
В основе фильма — эксклюзивные съемки в Москве, Курске (где художник начинал свой путь), Санкт-Петербурге и подмосковной Нечиновке (где Малевич был экстравагантным способом похоронен, а впоследствии его могила надолго потерялась и была найдена только в наши дни).
В фильме принимают участие: специалисты Третьяковской галереи Ирина Вакар и Юлиан Халтурин, специалист Русского музея Ирина Носик, автор биографии К. Малевича Ксения Букша, искусствовед Андрей Сарабьянов, директор РГАЛИ Татьяна Горяева, музыкант Стас Намин.
Лекция конкурса для начинающих лекторов «Первая кафедра» (http://arhe.msk.ru/?page_id=75449) состоялась 28 апреля 2019 Организована центром «Архэ» в Санкт-Петербурге (https://tsentr-arhe-v-sankt-peter.timepad.ru/) на площадке «Открытое пространство».
Лектор: Волкова Дарья Вячеславовна, художник, искусствовед, дизайнер, педагог изобразительного искусства и дизайна.
Мы просим внимательно отнестись к написанию комментариев под видео. От ваших комментариев и лайков/дизлайков зависит пройдет ли лектор в финал премии, который состоится в центре «Архэ» 25-26 мая 2019 года.
Авангард и соцреализм, Петров-Водкин и Дейнека, «Черный квадрат» и «Опять двойка», митьки и концептуалисты, русский модерн и человек-собака — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в видео Arzamas.
Смотрите экскурсию по выставке-реконструкции уникального проекта Музея живописной культуры (МЖК) – первого в мире государственного музея современного искусства. В год столетия создания МЖК Третьяковская галерея реконструирует экспозицию и представляет шедевры русского авангарда.
Московский МЖК был ключевой структурой беспрецедентного проекта Советской России, развернувшей по стране целую сеть музеев нового типа — музеев живописной культуры, которые были призваны, «сбросив с корабля современности» классические традиции изобразительного искусства, кардинально переформатировать мышление художников и подготовить современного зрителя к восприятию новых художественных форм.
Экскурсию ведет помощник куратора выставки, научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Кочергина.
Автор сценария Владимир Мороз
режиссер Евгений Сетько
оператор Никита Пинигин
композитор Екатерина Леванович/ Kaia Levanovich
Фильм о феномене художественной жизни Витебска в начале двадцатых годов прошлого столетия. В это время художником Казимиром Малевичем, который преподавал в народном художественном училище, было создано творческое объединение УНОВИС – утвердителей нового искусства. Таким образом можно утверждать, что родиной супрематизма, одного из авангардных творческих направлений, которое не исчезло из художественной палитры мирового искусства за истекшие сто лет и сегодня имеет своих последователей, является Беларусь.