Видео предоставлено национальным музеем искусства Латвии.За что им огромное спасибо!
Все детали этой лекции и к чему она приурочена Александр расскажет в начале видео.
Лекция Ирины Кулик из цикла «Несимметричные подобия» в Музее «Гараж». Ласло Мохой-Надь – Олафур Элиассон. Инженерия восприятия
Ласло Мохой-Надь (1895–1946) – венгерский художник, известный также своими теоретическими работами в области фотографии и кино. Профессиональное образование Мохой-Надь получил в сфере юриспруденции, после чего участвовал в Первой мировой войне. Был ранен на Русском фронте, что позволило ему вернуться в Будапешт. Там он посещал художественную школу, где и познакомился впервые с авангардом. Испытал на себе влияние Курта Швиттерса и архитектурного конструктивизма. За свою жизнь Мохой-Надь жил во множестве европейских городов, в каждом из которых активно работал с передовыми культурными деятелями: он сотрудничал с Баухаузом и берлинскими экспериментальными театрами. Окончательно обосновавшись в Чикаго, он открыл школу дизайна.
Олафур Элиассон (род. 1967) – художник датско-исландского происхождения, известный воссозданием природных явлений в своих работах. Элиассон имитирует физический мир, частью которого он делает и зрителей. В искусственной среде художник использует настоящие природные материалы и передает такие явления, как солнечный свет, туман, радуга, испарение и облака. В 2008 году в Нью-Йорке Элиассон создал имитацию четырех водопадов. Для этого были возведены специальные металлические леса, с которых каждую минуту обрушивалось 35 000 галлонов воды. При этом полноценное природное явление имело режим работы – водопады включали в 7 утра и выключали в 10 вечера. В июле 2009 года Элиассон выступил на конференции TED с презентацией о том, как игра с пространством и светом позволяет создавать произведения искусства.
Встреча Ирины Антоновой и Антона Белова в Музее «Гараж». Как найти место для культуры внутри себя?
Как создать идеальный музей? Что происходит сейчас с музейными институциями и какова их социально-культурная роль? На стыке классического и современного искусства появляются вопросы, на которые каждый музейный специалист может дать свои ответы. Живая легенда, человек, возглавлявший ГМИИ им. Пушкина более пятидесяти лет, Ирина Антонова поговорит с директором Музея «Гараж» Антоном Беловым о том, как найти место для культуры внутри себя, и обсудит актуальные проблемы современной музеологии.
Ирина Антонова возглавляла ГМИИ им. Пушкина на протяжении 52 лет, является главным куратором государственных музеев России, почетным членом Международного совета музеев при ЮНЕСКО, академиком Российской академии образования и Российской академии художеств, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета, заслуженным деятелем искусств РФ. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III, II и I степени.
Антон Белов – выпускник Московского института стали и сплавов (НИТУ «МИСиС»), основатель некоммерческого проекта Gallery White, направленного на работу с молодыми художниками, и ARTGUIDE – двуязычного журнала и интернет-ресурса, посвященного освещению событий в сфере современного искусства. С октября 2010 года является директором Музея современного искусства «Гараж» – независимой культурной платформы для развития нового мышления посредством выставочной, образовательной и научной деятельности.
Мода, загадочная и такая притягательная, является в действительности гораздо сложнее и глубже глянцевой поверхности журнальной страницы или рекламного постера и может служить универсальным механизмом описания современной культуры.
ЛЮДМИЛА АЛЯБЬЕВА
Шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», куратор выставочных проектов в области моды, преподаватель в РГГУ, БВШД, ГУ-ВШЭ, автор курса Style Icons
Арсланов Виктор Григорьевич. Курс лекций «Теория и история искусствознания»
Лекция № 4: Венская школа искусствознания. Концепция «художественной воли» А. Ригля.
Часть 1-3
История искусства как наука. Три типа стиля (художественного зрения).
Часть 2-3
Что такое художественное воображение? Циклическое развитие искусства.
Часть 3-3
Что изображает орнамент?
— Что вдохновляет дизайнеров?
— Как связаны наука, экономика, политика и мода?
— Как мода решает вопросы гендера, внешности и возраста?
— Почему по подиумам носят головы и людей?
Семинар «Теория лучизма Михаила Ларионова»
Лектор: Бобринская Е.А.
В рамках программы спецсеминаров, посвященных изучению истории международного и русского авангарда первой половины ХХ в. Концепция и тематический план разработаны Центром авангарда Еврейского музея совместно с Государственным институтом искусствознания (ГИИ). ПРОГРАММА реализуется в партнерстве с вузами и научными центрами: МГУ им. Ломоносова, МГХПА им. Строганова, НИУ ВШЭ, РГГУ, ГИИ, Музеем кино.
Александра Александровна Экстер (1882-1949) наиболее известна как живописец и театральный художник.
Её детство и юность прошли в Киеве – городе, который имел тесные связи с Краковом, Дрезденом, Мюнхеном, Веной и Парижем. Уже в 1907 году она оказалась в Париже. Уже тогда у неё появились контакты с авангардистами в Киеве и Петербурге.
В 1909–1914 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже. В этот период она стала связующим звеном между Парижем и Россией, куда она привозила не только новые художественные идеи, но и статьи, фотографии и даже оригиналы работ.
Несмотря на многочисленные знакомства с итальянскими футуристами и французскими кубистами, Экстер в искусстве всегда шла своим путём. В абстракции она создала свой стиль, практически избежав воздействия супрематизма.
Первая мировая война заставила Экстер вернуться в Россию, где она провела несколько лет. Она открыла в Киеве собственную художественную студию, где преподавала – среди её учеников был Эль Лисицкий.
1916 году началась её театральная карьера, связанная исключительно с режиссёром Александром Таировым и московским Камерным театром. Постановки пьес «Фамиры-кифаред» по И.Ф.Анненскому (1916) и «Саломеи» по Оскару Уайльду (1917) принесли ей широкую известность.
В 1924 году она эмигрировала во Францию, где и продолжала работать до конца жизни.
Лектор: Андрей Сарабьянов – один из ведущих специалистов и исследователей русского авангарда, историк, кандидат искусствоведения, автор ряда монографий и публикаций по русскому авангарду, куратор Центра авангарда Еврейского музея, куратор выставки «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев», автор-составитель фундаментальной 3-томной «Энциклопедии русского авангарда» (в соавторстве с Василием Ракитиным).